Оператор нетактичной реальности
Осторожно, 10 000 знаков читать дальше
Человека, обычного человека, по-хорошему следовало бы называть полуразумным или периодически разумным существом. Разумным его называют потому, что видовая принадлежность в современной классификации - Homo Sapiens Sapiens, да еще потому, что разумным быть гордо.
На самом же деле человек пользуется разумом намного реже, чем принято считать. Большую часть его поступков определяет на рациональное, а эмоциональное начало, а также многочисленные условные рефлексы, кои человек (как вид) научился вырабатывать с поразительной быстротой.
От природы человеку очень трудно откреститься. Особенно от своей собственной. А она, как ни крути, имеет животное происхождение. Человек - существо социальное. Если забрать и выходить новорожденного котенка, то из него получится нормальная кошка. Если тот же финт сделать с человеком - оторвать его в раннем возрасте от себе подобных, получится животное. Да, приятно слышать, что человек это разумное существо, но эта формулировка мягко смягчает и заставляет забыть про то, что человек это животное с такой уникальной чертой как разум. Увы, при всем при этом человек - животное коллективное: для полноценного развития ему необходимо общество себе подобных.
Львиная доля человеческого мышления построено на вербальной основе, т.е. является продуктом коммуникации между индивидами. Разум как видовая черта изначально был необходим человеку для выживания. Однако его достоинства было бы невозможно оценить в полной мере, если бы не развивающийся коммуникативный аппарат. Однако коммуникация осуществлялась в стае задолго до появления разума, а потому развитие речевого аппарата способствовало развитию всех коммуникативных способностей человека, а не только его разумности.
С тех пор прошли тысячелетия. Мы стали доминирующим видом млекопитающих на планете, наши рукотворные пещеры теплы, уютны. Мы охотимся по 8 часов, пять дней в неделю (в основном), но разумнее от этого ничуть не стали. Потому что внешний биологический стимул быть разумным сведен на нет самим фактом доминирования вида.
Однако разумность как видовая особенность человека продолжает бороться за свое существование. Теперь ей необходимо продемонстрировать свою жизнеспособность в конкуренции уже не с диким миром, а с миром человеческим.
И вот тут появляется такое понятие как толпа. Чем в сущности является толпа как не примитивной формой объединения людей в одну целевую общность. Раньше целью этой общности являлось выживание, теперь такой цели нет, а атавистическая способность объединяться осталась. Более того, являясь тоже биологической, эта способность продолжает жить в каждом из нас, порою мутируя до неузнаваемости.
При этом надо отдавать отчет, что разумность и способность образовывать толпы это не одна черта, а две. В древние времена носителю только одной из этих черт было намного сложнее выжить в диком мире. Тогда они не противопоставлялись друг другу.
Существует мнение, будто теперь ситуация радикально изменилась и теперь это едва ли не антонимы, однако так ли это на самом деле?
Оставим ненадолго разумность в покое и обратим внимание на современный мир. Вынесем разумное начало за скобки, посмотрим, что получается.
Людей стало больше. Раньше человек за всю свою жизнь мог увидеть столько лиц, сколько он видит сейчас проделав половину пути от дома до работы.
Деление на своих-чужих никуда не исчезло. Оно только эволюционировало вместе с остальными человеческими реалиями. Социальная привязка "свой" стала многофакторной. У человека появилось множество самых разных "своих", а вместе с ним - целое множество "чужих".
Конкуренция в стае тоже эволюционировала. "Чужих" становится больше. Если раньше суть конкурентной борьбы сводилась к физическому уничтожению противника, то теперь такой выход недопустим - слишком много вокруг самых разных чужих чтобы их уничтожать. Виды конкурентной борьбы упорядочиваются, формализуются. Появляются законы существования в социуме, как писаные, так и неписанные.
Эти законы завязаны на законы нашего психического развития, в том числе на правила образования иерархий в стае. Мы в этом отношении если и ушли от павианов, то только в сторону формального усложнения. Вопросами иерархии в той или иной степени озабочены все люди. Это их потребность, выработанная как воспитанием в социуме, так и имеющая древнюю биологическую природу. Однако конкурировать по всему множеству параметров человек не в состоянии, а потому он так или иначе специализируется на чем-то ограниченном, а свое право на место в иерархии делегирует кому-то еще. Этот пример хорошо иллюстрируется спортивными болельщиками, когда крупная победа в соревновании за счет этого делегирования поднимает их по этому параметру вверх по иерархической лестнице. Это при том что сами они деятельного участия в достижении результата в основной своей массе не предпринимали (про психологическую поддержку на стадионе умолчу - она проходит немного по иной статье). Точно так же русские могут гордиться тем, что их страна запустила в космос первого человека - основания для гордости те же.
Теперь вернемся к разуму и посмотрим, как же он участвует во всей этой ситуации. Напомню, что разум проявляется, прежде всего, в конкуренции. Необходимость демонстрации своей полезности у него, напомню, эволюционная. Он не работает там, где человек делегирует полномочия на конкурентную борьбу, но проявляется там, где человек конкурирует по каким-то специализированным параметрам самостоятельно.
При этом человек, который достиг высокого уровня разумности, оказывается, может стать частью толпы сформированной по отличному от его специализации параметру. Тут может последовать возражение, что разумный человек в толпе не окажется, но не будем забывать, что быть разумным во всем и всегда - занятие очень утомительное. На разумное вступление в борьбу на новом конкурентном фронте зачастую не хватает психофизиологических способностей человека. Тем не менее, когда человеку и его "своим" угрожает какая-то опасность, человек вступает в борьбу. Иного выхода у него нет. Но поскольку у него нет необходимых начальных знаний, умений, опыта, он подчиняется тем, кому делегировал свои конкурентные полномочия. В том случае если опасность пришла быстро или какой-то иной фактор мешает людям организоваться в более сложную иерархию, появляется толпа. Фактически, способность образовывать толпы это способность социума быстро и неорганизованно отреагировать на какое-то значимое событие.
Да, но порой толпа образуется вовсе не из-за опасности, а по какому-либо положительному поводу. В этом случае она и организована по-другому и по-другому же формируется.
Человек делает то или иное действие для того, чтобы получить в результате своих действий какую-то награду. В этом тезисе нет ничего циничного или унизительного для человека, просто такова его биологическая природа. Наградой может быть что-то материальное, наградой может быть чувство безопасности, продвижение в иерархии - список велик, всего приводить не имеет смысла. Та же биологическая природа человека, его инстинкты и рефлексы при малейшем положительном изменении его иерархического положения требует, чтобы он его наглядно продемонстрировал. Это необходимо чтобы предотвратить путаницу, которая может возникнуть в противном случае. Если дело касается какого-то резкого изменения статуса достигнутого в результате делегированной конкурентной борьбы, у человека возникает потребность продемонстрировать свою причастность к успеху и проявить себя в новом социальном статусе. Если таких причастных много, образуется толпа - псевдообщество, для которого временно возникает своя система ценностей. (своя система ценностей возникает у любого псевдообщества, например у коллекционеров, где человека могут ценить за то, что у него дома лежит редкая марка, монета и т.п.).
Разумеется, поскольку толпа является молодым и нестабильным обществом, она имеет предельно низкий уровень структуризации. Более того, ей свойственна внутренняя конкурентная борьба на самом примитивном уровне, в том числе и на физическом (как у павианов - кто громче кричит, кто круче размахивает символикой, кто сильнее, агрессивнее и т.п.).
Что же делать разумному человеку в такой примитивной среде? Выше был на этот вопрос когда дело касалось опасности, однако остался второй случай, сложнее предыдущего.
Постараюсь на него тоже ответить.
Человек, так или иначе на чем-то специализируется. Это может принимать самые различные формы, доходить до клинических случаев, однако приходится констатировать неприятный факт - гармонично развивающихся людей очень и очень немного. Отброшу тех, кто своим разумом не пользуется - о них сейчас речь не идет - и буду говорить об остальных. Т.е. о тех, кто использует разум для развития в определенном направлении, но развивается не гармонично. У таких людей неизбежно появляется масса психических проблем разной степени выраженности. Это могут быть проблемы с самооценкой, рефлексия, комплексы, связанные с особенностями своего развития (особенно в части непохожести на других - это следствие активной, но неграмотной борьбы со своей биологической и социальной природой). Сразу скажу, это натуральные психические болезни, они могут находиться в разных стадиях, от легких акцентуаций до клиники. Количество больных ими велико, в наших современных условиях не болеть чем-то таким практически нереально. Подсознание прекрасно отдает себе отчет о таких деформациях психики и старается их при удобном случае исправить. Радостная толпа, в том случае если человек каким-то образом, пускай и делегационно, причастен к поводу для радости, является одним из средств самостоятельной коррекции психики. И тут все рациональные доводы против подсознанием не учитываются. Оно берет верх и занимается самолечением. Разуму бы трудиться и трудиться дальше, ему все эти лечения и даром не нужны, они только мешают, как мешают рабочему всякие корректирующие осанку средства. Так что даже разумный человек, если не будет развиваться гармонично, а станет форсировать развитие только в одном направлении вполне может оказаться в толпе откровенного живущего на рефлексах хулиганья.
Человека, обычного человека, по-хорошему следовало бы называть полуразумным или периодически разумным существом. Разумным его называют потому, что видовая принадлежность в современной классификации - Homo Sapiens Sapiens, да еще потому, что разумным быть гордо.
На самом же деле человек пользуется разумом намного реже, чем принято считать. Большую часть его поступков определяет на рациональное, а эмоциональное начало, а также многочисленные условные рефлексы, кои человек (как вид) научился вырабатывать с поразительной быстротой.
От природы человеку очень трудно откреститься. Особенно от своей собственной. А она, как ни крути, имеет животное происхождение. Человек - существо социальное. Если забрать и выходить новорожденного котенка, то из него получится нормальная кошка. Если тот же финт сделать с человеком - оторвать его в раннем возрасте от себе подобных, получится животное. Да, приятно слышать, что человек это разумное существо, но эта формулировка мягко смягчает и заставляет забыть про то, что человек это животное с такой уникальной чертой как разум. Увы, при всем при этом человек - животное коллективное: для полноценного развития ему необходимо общество себе подобных.
Львиная доля человеческого мышления построено на вербальной основе, т.е. является продуктом коммуникации между индивидами. Разум как видовая черта изначально был необходим человеку для выживания. Однако его достоинства было бы невозможно оценить в полной мере, если бы не развивающийся коммуникативный аппарат. Однако коммуникация осуществлялась в стае задолго до появления разума, а потому развитие речевого аппарата способствовало развитию всех коммуникативных способностей человека, а не только его разумности.
С тех пор прошли тысячелетия. Мы стали доминирующим видом млекопитающих на планете, наши рукотворные пещеры теплы, уютны. Мы охотимся по 8 часов, пять дней в неделю (в основном), но разумнее от этого ничуть не стали. Потому что внешний биологический стимул быть разумным сведен на нет самим фактом доминирования вида.
Однако разумность как видовая особенность человека продолжает бороться за свое существование. Теперь ей необходимо продемонстрировать свою жизнеспособность в конкуренции уже не с диким миром, а с миром человеческим.
И вот тут появляется такое понятие как толпа. Чем в сущности является толпа как не примитивной формой объединения людей в одну целевую общность. Раньше целью этой общности являлось выживание, теперь такой цели нет, а атавистическая способность объединяться осталась. Более того, являясь тоже биологической, эта способность продолжает жить в каждом из нас, порою мутируя до неузнаваемости.
При этом надо отдавать отчет, что разумность и способность образовывать толпы это не одна черта, а две. В древние времена носителю только одной из этих черт было намного сложнее выжить в диком мире. Тогда они не противопоставлялись друг другу.
Существует мнение, будто теперь ситуация радикально изменилась и теперь это едва ли не антонимы, однако так ли это на самом деле?
Оставим ненадолго разумность в покое и обратим внимание на современный мир. Вынесем разумное начало за скобки, посмотрим, что получается.
Людей стало больше. Раньше человек за всю свою жизнь мог увидеть столько лиц, сколько он видит сейчас проделав половину пути от дома до работы.
Деление на своих-чужих никуда не исчезло. Оно только эволюционировало вместе с остальными человеческими реалиями. Социальная привязка "свой" стала многофакторной. У человека появилось множество самых разных "своих", а вместе с ним - целое множество "чужих".
Конкуренция в стае тоже эволюционировала. "Чужих" становится больше. Если раньше суть конкурентной борьбы сводилась к физическому уничтожению противника, то теперь такой выход недопустим - слишком много вокруг самых разных чужих чтобы их уничтожать. Виды конкурентной борьбы упорядочиваются, формализуются. Появляются законы существования в социуме, как писаные, так и неписанные.
Эти законы завязаны на законы нашего психического развития, в том числе на правила образования иерархий в стае. Мы в этом отношении если и ушли от павианов, то только в сторону формального усложнения. Вопросами иерархии в той или иной степени озабочены все люди. Это их потребность, выработанная как воспитанием в социуме, так и имеющая древнюю биологическую природу. Однако конкурировать по всему множеству параметров человек не в состоянии, а потому он так или иначе специализируется на чем-то ограниченном, а свое право на место в иерархии делегирует кому-то еще. Этот пример хорошо иллюстрируется спортивными болельщиками, когда крупная победа в соревновании за счет этого делегирования поднимает их по этому параметру вверх по иерархической лестнице. Это при том что сами они деятельного участия в достижении результата в основной своей массе не предпринимали (про психологическую поддержку на стадионе умолчу - она проходит немного по иной статье). Точно так же русские могут гордиться тем, что их страна запустила в космос первого человека - основания для гордости те же.
Теперь вернемся к разуму и посмотрим, как же он участвует во всей этой ситуации. Напомню, что разум проявляется, прежде всего, в конкуренции. Необходимость демонстрации своей полезности у него, напомню, эволюционная. Он не работает там, где человек делегирует полномочия на конкурентную борьбу, но проявляется там, где человек конкурирует по каким-то специализированным параметрам самостоятельно.
При этом человек, который достиг высокого уровня разумности, оказывается, может стать частью толпы сформированной по отличному от его специализации параметру. Тут может последовать возражение, что разумный человек в толпе не окажется, но не будем забывать, что быть разумным во всем и всегда - занятие очень утомительное. На разумное вступление в борьбу на новом конкурентном фронте зачастую не хватает психофизиологических способностей человека. Тем не менее, когда человеку и его "своим" угрожает какая-то опасность, человек вступает в борьбу. Иного выхода у него нет. Но поскольку у него нет необходимых начальных знаний, умений, опыта, он подчиняется тем, кому делегировал свои конкурентные полномочия. В том случае если опасность пришла быстро или какой-то иной фактор мешает людям организоваться в более сложную иерархию, появляется толпа. Фактически, способность образовывать толпы это способность социума быстро и неорганизованно отреагировать на какое-то значимое событие.
Да, но порой толпа образуется вовсе не из-за опасности, а по какому-либо положительному поводу. В этом случае она и организована по-другому и по-другому же формируется.
Человек делает то или иное действие для того, чтобы получить в результате своих действий какую-то награду. В этом тезисе нет ничего циничного или унизительного для человека, просто такова его биологическая природа. Наградой может быть что-то материальное, наградой может быть чувство безопасности, продвижение в иерархии - список велик, всего приводить не имеет смысла. Та же биологическая природа человека, его инстинкты и рефлексы при малейшем положительном изменении его иерархического положения требует, чтобы он его наглядно продемонстрировал. Это необходимо чтобы предотвратить путаницу, которая может возникнуть в противном случае. Если дело касается какого-то резкого изменения статуса достигнутого в результате делегированной конкурентной борьбы, у человека возникает потребность продемонстрировать свою причастность к успеху и проявить себя в новом социальном статусе. Если таких причастных много, образуется толпа - псевдообщество, для которого временно возникает своя система ценностей. (своя система ценностей возникает у любого псевдообщества, например у коллекционеров, где человека могут ценить за то, что у него дома лежит редкая марка, монета и т.п.).
Разумеется, поскольку толпа является молодым и нестабильным обществом, она имеет предельно низкий уровень структуризации. Более того, ей свойственна внутренняя конкурентная борьба на самом примитивном уровне, в том числе и на физическом (как у павианов - кто громче кричит, кто круче размахивает символикой, кто сильнее, агрессивнее и т.п.).
Что же делать разумному человеку в такой примитивной среде? Выше был на этот вопрос когда дело касалось опасности, однако остался второй случай, сложнее предыдущего.
Постараюсь на него тоже ответить.
Человек, так или иначе на чем-то специализируется. Это может принимать самые различные формы, доходить до клинических случаев, однако приходится констатировать неприятный факт - гармонично развивающихся людей очень и очень немного. Отброшу тех, кто своим разумом не пользуется - о них сейчас речь не идет - и буду говорить об остальных. Т.е. о тех, кто использует разум для развития в определенном направлении, но развивается не гармонично. У таких людей неизбежно появляется масса психических проблем разной степени выраженности. Это могут быть проблемы с самооценкой, рефлексия, комплексы, связанные с особенностями своего развития (особенно в части непохожести на других - это следствие активной, но неграмотной борьбы со своей биологической и социальной природой). Сразу скажу, это натуральные психические болезни, они могут находиться в разных стадиях, от легких акцентуаций до клиники. Количество больных ими велико, в наших современных условиях не болеть чем-то таким практически нереально. Подсознание прекрасно отдает себе отчет о таких деформациях психики и старается их при удобном случае исправить. Радостная толпа, в том случае если человек каким-то образом, пускай и делегационно, причастен к поводу для радости, является одним из средств самостоятельной коррекции психики. И тут все рациональные доводы против подсознанием не учитываются. Оно берет верх и занимается самолечением. Разуму бы трудиться и трудиться дальше, ему все эти лечения и даром не нужны, они только мешают, как мешают рабочему всякие корректирующие осанку средства. Так что даже разумный человек, если не будет развиваться гармонично, а станет форсировать развитие только в одном направлении вполне может оказаться в толпе откровенного живущего на рефлексах хулиганья.
Ты сам-то болеешь за наших? Или тебе не нужны такие выбросы адреналина? %)
Я болельщик со стажем. В 84 году, когда я еще не ходил в школу, а "Зенит" стал чемпионом СССР присутствовал на двух домашних матчах. С тех пор и болею. Вместе с мамой, бабушкой, женой и дочкой.
Завтра узнаем. )