Поводом для данного поста послужило следующее сообщение:
Антон Юрьевич пишет:
"
Тезисы программного СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ Современное российское образование в последние годы переживает далеко не лучшие свои времена. Очевидно, что значительная часть проблем, с которыми сталкиваются современные управленцы в области образования, вызвана системным общественным кризисом, который отражается не только на функционировании системы образования, но и всех прочих социальных институтов. Во многом этот кризис связан с постепенным переходом российского общества к модели так называемого общества потребления..."
Далее текст тут, а я продолжу уже о своем, правда, отталкиваясь от уже озвученного.
Одной из причин системного общественного кризиса (и я не устану повторять это еще лет дцать), не указанных прямо в данной цитате, является перераспределение пропорций тех информационных потоков, которые получает учащийся в процессе обучения и за его пределами. Рассмотрим ситуацию дцать лет назад, когда количество доступных учащемуся информационных источников было невелико.
Далее следует некое количество занудных рассуждений, что удивительно - с моралью в конце.
У учащегося была возможность слушать радио и пластинки, общаться с людьми, читать газеты и те книги, которые были у него дома (отобранные родителями по каким-либо своим личным критериям из того, что имелось в продаже), ходить в библиотеку, где выбор был богаче, на фильм в кино. Что из этого шло в фоновом режиме, не требовавшем приложения сил? Все перечисленное, за исключением библиотеки, в которую надо было еще идти, т.е. сознательно тратить на это время и кино, поскольку билет стоит денег.
А в учебном заведении того времени были учебники, уроки/лекции, теоретические объяснения и практические работы. Объем получаемой во время учебы информации, особенно в начальных классах был едва ли не выше чем во внеучебное время. К тому моменту когда пропорция выравнивалась у человека уже формировалась какая-то устойчивая мировоззренческая система и какие-никакие зачатки критического мышления.
Теперь смотрим следующий этап. Во внеучебное время появляется телевизор. Он же зомбиящик. Для получения информации из него никаких усилий прикладывать не надо. Порою даже наоборот. Но - опять таки, количество интересных для детей передач тогда было невелико, они еще чему-то учили, хотя пропорция уже качнулась в сторону приоритета внеучебного объема данных. К телевизору прибавился магнитофон, очередной источник фонового информационного потока, пускай главным образом музыкальной направленности, но все же.
Какое-то время система пребывала в равновесном (или близком к равновесному) состоянии. Поскольку формирование детской и подростковой психики процесс растянутый во времени, динамику увидеть нелегко.
Но затем наступил этап номер три - первый информационный взрыв.
Он характеризовался появлением плееров, обилием новых книг и газет в продаже, видеосалонами и домашними видеомагнитофонами, изменением характера телепередач и последующим увеличением количества телеканалов. Ко всему прочему это наложилось на кризис образовательной программы, особенно в ее идеологической части. Экономика тоже сыграла свою роль, но ее влияние нам и так хорошо известно, не имеет смысла расписывать его лишний раз.
Самое главное, что крен между объемом информации, получаемым во время учебного процесса и вне его увеличился, причем не в пользу учебного процесса. При этом плотность информационного потока вне учебных заведений стала расти, тогда как в образовательных учреждениях если и наблюдался рост этого параметра, то по сравнению с внешним потоком - незначительный.
Когда появились и получили распространения комьютеры, мобильные телефоны и прочие мобильные девайсы (от тетрисов с тамагочи и далее), Интернет и прочие известные нам блага цивилизации ситуация перешла уже в следующую стадию. Пропорция между двумя информационными потоками изменилась еще сильнее.
На четвертом этапе произошло и происходит много чего нехорошего. В частности сделаю одно простое наблюдение, являющееся прямым следствием из всего вышесказанного:
- поскольку разница в плотности информационных потоков в учебном заведении и вне его стала существенно отличаться, учащимся пришлось адаптироваться к наиболее плотному информационному потоку, чтобы не отстать от жизни, которая не ограничивается рамками учебного процесса. В результате, попадая в учебное заведение учащиеся ощущают, что? Правильно - снижение плотности информационного потока. Для большинства людей подобная разница, если она невелика, вызывает невольную реакцию расслабления и снижения концентрации. Проще говоря, в обстановке с меньшей информационной плотностью человек склонен отдыхать, а не работать с информацией.
Но это еще половина беды. Настоящая беда начинается тогда, когда разница в плотности информационных потоков становится больше, чем способен вынести человек. Не забывайте, что мы говорим не только о студентах, но и о школьниках начальных классов, еще недостаточно подготовленных к подобным испытаниям. И если такое происходит, то учащийся испытывает настоящий сенсорный голод, какими бы интересными и качественными программами его не пытались бы заинтересовывать преподаватели, независимо от их квалификации, опыта работы и так далее.
Далее цитата из Википедии, глубже залезать сейчас не имеет смысла "Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, галлюцинациям, депрессии и асоциальному поведению".
Мораль довольно проста и, к сожалению, непрактична:
Для улучшения ситуации в сфере образования баланс между объемами информации, получаемыми учащимися в учебное и внеучебное время надо вернуть хотя бы к пропорциям второго этапа.
@темы:
кризис,
диагноз,
человек,
прогресс,
будущее
я предлагал в свое время сделать 70% времени подростка (8-11 класс) учебным. Класс, научный клуб по выбору, спорт или факультатив, выполнение домашнего задания, разбор домашнего задания с учителем (онлайн или лично), просмотр телепередач или фильмов, сон. Но тогда мы уперлись в необходимость организации пансиона, серьезной медицинской и психологической службы, новой децентрализованной инфраструктуры школы, быстрого интернета, учителей, готовых работать круглосуточно, организации мощной работы с родителями. Такое образование будет слишком дорогим и элитарным (богатые/способные).
А если школьник не погружен в готовую и совершенную образовательную среду насильно, то решения нет и быть не может: самостоятельно отфильтровать и систематизировать получаемую вне школы информацию ребенок не сможет, и вряд ли ему смогут помочь родители, которые, в общем и целом, находятся в том же положении.
Со студентами проще - вузы просто должны предоставлять в свободном доступе систематизированные онлайн-курсы, которые превзошли бы все, что можно найти на эту тему в интернете. Бери и пользуйся, информация бесплатна. А за навыками и умениями, и проверкой знаний, умений и навыков, - приходи к нам.
Родители порою пребывают в еще худшем положении, поскольку у них, в отличие от учеников, нет того участка пониженной информационной плотности.
Да, самостоятельно фильтровать информационный поток ребенок не в состоянии - пока величины были еще более ли менее сравнимы - школа еще в состоянии научить его фильтрации и сортировке, но не в нашем случае.
Решение об увеличении учебного времени подростка замечательно еще и тем, что увеличивая объем учебного информационного потока сокращает время на получение внеучебной информации. Но оно действительно, требует масштабной и дорогостоящей перестройки учебного процесса по типу приближенному к описываемому Стругацкими в Мире Полдня. Поскольку такое доступно единицам - более доступное, но увы - совсем негуманное решение - заключается в резком увеличении информационной плотности во время учебного процесса. Тоже довольно дорогостоящее, в чем-то калечащее подростковую психику. Альтернатива - фантастический запрет на доступ к информационным потокам для подростков. Нереальный абсолютно.
Это крайние варианты - на самом деле решение должно быть где-то посередине - в увеличении учебного времени с увеличением плотности подачи информации, причем самой разнообразной.
Универсального решения я, к сожалению, не вижу.
Студенты - это вчерашние школьники. Да, такие онлайн материалы необходимы, но надо еще научить человека всем этим пользоваться. В этом смысле школе необходимо перестроиться и преподавать методологию вместо того, чтобы делать упор на энциклопедичную базу. А вот в области методологии у нас сейчас довольно туго...
а чем этот вариант не универсален? Интеграция личной жизни и образования - это замечательно.
это спор древнее Моисея: фундаментальное академическое образование против практикоориентированного.
Долгосрочный и дорогостоящий вариант при котором результат будет виден только спустя продолжительное количество времени - его можно осуществлять тогда и только тогда, когда есть четкая альтернативная педагогическая система, приспособленная к актуальному миру и способная динамично изменять свои параметры в зависимости от того как происходит развитие внеучебного мира. Да, выглядит подобная интеграция замечательно и в идеале она могла бы сработать, но не сейчас. Для нее нужен радикальный пересмотр огромного количества устоявшихся социальных позиций - как в культурной сфере, так и в социальной. Про экономику снова не говорим, хотя даже запуск пилотного проекта, хотя бы одной такой школы, требует солидных и (что особенно актуально в наше непростое глобально-экономически-кризисное время) стабильных вложений.
Как общее направление, в котором надо стремиться, исходя из тенденций развития общества - да. Но в реальности подобная система должна уметь реагировать на изменения в мире быстрее чем сейчас способна любая социальная система. К тому моменту, когда та или иная реалия войдет в жизнь учащегося у педагогической системы такого уровня уже должен иметься механизм ее интерпретации и планы на использование в учебном процессе. Иначе все нежизнеспособно.
Этот спор скоро смоет волной информационного потопа. Инструменты и области практического действия меняются крайне быстро. Фундаментальное академическое тоже страдает от высоких темпов и объемов информации. Нужно что-то третье, некий алхимический синтез двух методик...
Уже по одной этой фразе можно заключить, что таки да - не лучшие. Три тавтологичных слова в предложение из десяти.
Это все стилистика... проблема поднята действительно серьезная. По моим прикидкам остановить спад без существенных потерь, как экономических, так и культурных (а также с кучей психосоциальных искажений разной степени тяжести) просто нереально. Вариант, когда производится дифференциация образования чуть более реален, но в масштабах общества спасает слабо.
вот что значит писать по ночам.
Хотя если придраться кроме стилистики не к чему, и существуют такие замечательные специалисты-филологи, тонко чувствующие язык, то все не так плохо)
Пока что они есть, но надо и о будущих поколениях думать...
это была ирония. Львов Толстых на словах в России на тысячу лет припасено.