Итак, небольшая подборка материалов по этой теме, вытащенная из Сети.
Много зауми по данному вопросу. На любителя.
Британские школьники знают имена только умерших ученых
Английские школьники не знают, откуда берутся яйца
Британские школьники не знают, кто такой Черчилль
Израильские школьники не знают историю Холокоста
Американские школьники не знают математики
Американские школьники не знают, что такое наука
Хорошая подборка здесь
Туда берут только не худеньких мальчиков, чтобы есть припасы и летать, или Зачем россиянам полеты в космос?
Школьники не знают математику
И под конец текст, который я побрал уже в кэше, так как его на месте уже нет. .
Статья с сайта НГУ
Ньютон бы расстроился, узнав что 70 процентов школьников не знают его законы.
В Новосибирском государственном университете прошел семинар по проблемам преподавания физики, в котором приняли участие около двадцати заведующих кафедрами физики практически всех вузов Новосибирска — НГУ, НГТУ, педуниверситета, железнодорожного, архитектурного, аграрного, технологического, института связи и др., а также присутствовали гости из Челябинского педуниверситета.
На семинаре обсуждался вопрос слабой подготовки абитуриентов. За комментариями корреспондент ВН обратился к председателю семинара декану факультета физики НГУ Андрею Аржанникову.
– Мы абсолютно недовольны теми абитуриентами, которые приходят из школ. Чувствуется значительное ослабление преподавания физики в школе. Школьники перегружены гуманитарными предметами, причем такими, что изучаются по десять, максимум по тридцать часов. И получается, что фундаментального образования нет, все только по "верхам". То есть, как говорят школьники "о чем-то таком слышал, но подробно не помню".
Судите сами — только 20% абитуриентов могут вспомнить второй закон Ньютона, а 10% ребят — первый. Конечно, мы спасаемся тем, что у нас есть физматшколы. Около 70% студентов мы берем из ФМШ. Существенный процент связан и с набором через олимпиады. И человек двадцать-тридцать — это уже открытый конкурс, по которому мы набираем из школ. Попытка сохранить уровень преподавания приводит к тому, что на первом курсе очень много времени отводится на механику и теорию относительности. Это новый курс, школьник абсолютно к нему не готов, и тем самым мы показываем тот уровень, с которого надо начинать образование. Физматшкольникам это легко дается, остальные вынуждены психологически перестроиться и подготовиться к новому образованию в университете. Сельские школьники к нам поступают через олимпиадные мероприятия. Из всего региона это не меньше 30% детей. Это позволяет нам набрать ФМШ с одногодичным и трехгодичным обучением, то есть здесь могут учиться дети и после девятого класса.
Но все это предполагает самостоятельное обучение физики за счет того, что у нас существует заочная ФМШ, которая рассылает задания, проверяет их и далее выборочно по результатам обучения набирает учащихся, значительная часть которых из сельской местности. Конечно, подготовленность в городских школах существенно выше, но мы пытаемся искать не только подготовленных детей, но и наиболее способных, талантливых.
В общем, я могу сказать, что в стране пагубная для физического образования ситуация. В частности, это уменьшение часов и ликвидация обязательного экзамена по физике. Ученый совет физического факультета НГУ даже посылал обращение в Сибирское отделение по этому поводу. В рамках семинара был проведен блиц-опрос на тему "Является ли физика обязательным вступительным экзаменом в университетах?".
Свое мнение высказывали все участники семинара. Оказалось, что в НГТУ физику стали исключать из обязательных экзаменов. Профессор Владислав Дубровский говорит, что в университете к этому вопросу очень прагматический подход. Зачем терять контингент студентов и уменьшать конкурсы? Говорят, что если школьники лучше подготовлены по математике, то давайте и проверять по математике. Математика — уже профилирующий предмет на всех факультетах, а физика — нет, и часто вообще исключается. Абитуриент сейчас имеет возможность выбора экзаменов без физики, а это автоматически приводит к тому, что ребята изначально в школах ее не учат и не готовы к обучению физики в вузе. В университете путей сообщения на дневных технических специальностях экзамен по физике есть, но на заочном и гуманитарных специальностях отменен. Выходит, что заочники-техники знают физику на "пять с плюсом"... В педуниверситете физика осталась на физическом, математическом, естественно-географическом факультетах и на технологии предпринимательства. Так как там физика — базовый предмет, то экзамены сдают все, в том числе "серебряные" и "золотые" медалисты. – Но проблемы у нас большие, – сетует профессор Леонид Бобрыняк.– На учителя физики у нас набор 125 человек, а выпуск — человек 70. Итог такой, что "двоек" от 30% до 50%, причем в последнее время появилась такая проблема — студенты просто не приходят сдавать экзамены. И никаких рычагов воздействия на них нет совершенно. Есть такие студенты, у которых имеется задолженность на пятом курсе за третий курс. Ликвидировали это путем личных бесед с особо нерадивыми и направлением на платные курсы, и по "горячим следам" принимали задолженности. В архитектурно-строительном университете физика снята лет десять назад, задача сразу была поставлена с тем, чтобы обеспечить набор. Как это проявилось — из группы в двадцать семь человек физику в школе сдавали человека два. Не в состоянии освоить курс высшей школы 25% поступивших. Уже на первой сессии уходит 20-30% студентов. При сдаче ЕГЭ 25% заваливают физику, 12% — математику. В Академии геодезии и картографии для таких студентов пытались организовывать факультативные занятия. Все начиналось очень хорошо, с 1 сентября все студенты записывались на занятия, но к концу первого семестра посещаемость исчезала полностью. Видимо, у студентов есть более важные проблемы, чем изучение физики... Зато студенты Аграрного университета могут вздохнуть свободно. Ректорат принял решение запретить отчисление с первого курса! – "Двойки" мы по-прежнему ставим, – говорит профессор Анатолий Пичугин, – но даем возможность исправить оценки, дополнительно ходить на факультативы, нанимать репетиторов, но не отчисляем, потому что большая часть студентов у нас оплачивает обучение не за первый семестр, а за первый год. Учитывая, что год от года абитуриенты идут все слабее и слабее, особенно по физике и математике, мы предусмотрели определенную схему. Зачисление идет до первого августа и проводится тестирование. Групп, хорошо прошедших тестирование, мы больше не касаемся. А для не прошедших тестирование предлагается платный выравнивающий курс в течение месяца, по окончании которого сдается экзамен. В течение месяца получается качественная подготовка, и после этого все студенты сдают. Эта схема действует у нас третий год. По итогам семинара поступило предложение о создании городского координационного совета физического образования и обменного фонда оборудованием, методическими пособиями и учебниками, а также выработать единые требования к выпускникам школ. Учитывая, что дальнейшая демографическая обстановка предстоит очень сложная — уже в 2004 году предполагается провал на семь-восемь миллионов школьников вузам придется серьезно позаботиться о качестве подготовки абитуриентов.
Выводы можете делать самостоятельно. Все наглядно.
@музыка: Черный Лукич - Будет весело и страшно
@темы: симптоматика, диагноз, прогресс, будущее
Для того, чтобы разглядеть его начало сегодня уже придется оглянуться.
я проникся, правда.
Ззззанимательно.
Алаверды в коллекцию, правда, в другую, наверное. С названием "Академики не знают".
Корчеватель: алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности
По следам этого факта, после его обсуждения у Бентена в журнале я и сподобился на эту пару постов. Там часть сведений относится к 1995 году, т.е. те дети и студенты, которые тогда поражали своим падением образованности сейчас как раз аспиранты и кандидаты...