Оператор нетактичной реальности
Начало эпизода здесь
читать дальше.
- Вас приветствует диспетчерская служба Метрополии, - донеслось из динамиков над нами. - Вы опознаны как "Дэвид Боуи", транспортный корабль Ассоциации космонитов. На данный момент станция Авангард, являющаяся финишной точкой вашей траектории занята и не может принять вас на основной причальной мачте. Вы можете причалить к вспомогательной мачте или же выйти на предложенную орбиту для ожидания свободных мест...
- Разумеется, идем к вспомогательной, - хмыкнул Тен и, приподняв визоры скафа, подмигнул мне правым глазом.
- Это было предусмотрено? - на всякий случай осведомился я. Всегда полезно знать в каком режиме действуют твои союзники - в плановом или на импровизации.
- Разумеется, - вздохнул космонит. - С той траектории, с которой мы выходим на финиш посадить нас на основную мачту практически невозможно. Они предлагали нам выйти из плоскости эклиптики, сделать петлю на полторы световых секунды и вернуться уже по стандартному маршруту. Ничего другого мы и не ожидали. Автоматика у них довольно предсказуемая.
- Автоматика? - переспросил я. - Разве нас приветствовал синтетический голос, а не оператор?
- Оператор, - подтвердил гигант, откидываясь в кресло. - Но он только озвучивает решения интеллектронной системы. Человеческих возможностей недостаточно, для того чтобы координировать траектории всех причаливающих и отчаливающих кораблей. Здесь уже действуют законы Метрополии и транспортное сообщение плотнее, чем возле Юпитера. Вся торговля с дальним кластером Орбиты идет через Авангард, дальние рейсы к поселениям Периферии тоже отсюда. Наши корабли дальше Авангарда в пространство Метрополии принципиально не заходят. По объему грузоперевозок он уступает только Транспланту, да и то на сущие мегатонны.
Логично, подумал я, стараясь не обращать внимания на внезапный приступ болтливости охвативший Тендона. Учитывая высокие налоги на полную автоматизацию выгоднее платить высокую зарплату диспетчеру, чем отчислять деньги в фонд социальной помощи безработным. Полагаю, что человеческий фактор при этом нейтрализуется как можно незаметнее - элементарным дублированием голосового сигнала электронным, прямиком в навигационный компьют.
- Метрополия для уроженца Периферии выглядит как сумасшедший дом, возведенный над горящим складом боеприпасов, - Всеволд говорил и говорил. Теперь я уже не сомневался, что он валяет дурака, изображает вербальное программирование для каких-то контрольных систем. Удачная позиция, типа я сделал все что мог и теперь с чистой совестью умываю руки. Если кто умеет - пусть сделает лучше. Должно быть, руки у Комитета все-таки коротки и до "черного ящика" еще не дотягиваются. Ассимиляторам достанется запись с какого-нибудь крохотного "жучка", по качеству которой ни одна экспертная система не сможет выявить ошибки в действиях программирующего. Некоторые нюансы способны зафиксировать лишь устройства "черного ящика": сотни микрофонов, микрокамер, микродатчиков скафа, передающих медицинскую информацию через порты ложемента.
- Поначалу тебе может показаться, что ты и сам сходишь с ума, - говорил космонит и его слова до боли напоминали лекции отставных обестрегеров. - Не поддавайся этому впечатлению. Метрополия ушла далеко вперед и то, что тебя шокирует, для нее может оказаться устаревшим. Опасайся футурошока, слышал о таком?
Слышал ли я про футурошок? Сдержать усмешку удалось с трудом. Последние полтора года жизни не было ни дня, чтобы это слово не добралось до моих ушей. Хотя вру, на полигоне о нем тактично не упоминали, очевидно, боялись испугать меня по настоящему. Футурошок. Ненавижу...
Обзорный монитор показал яркую звездочку в нескольких градусах от Луны. Неестественно яркую, тем более прямо о курсу.
- А вот и наш пункт назначения, - Тен поднял руку, и сенсорные системы послушно показали на мониторе указанный им участок пространства. Для пущей наглядности по периметру увеличенного фрагмента проявилась масштабная сетка.
Издалека станция Авангард напоминала то ли паука, то ли ошарашенного осьминога. Было в ней что-то от недостроенной Звезды Смерти из старинного фантастического фильма, во всяком случае, центральная часть навевала именно такие ассоциации. Однако куда больше впечатляли расходящиеся в стороны причальные мачты. Две самые большие вытягивались в стороны на сто двадцать километров, те, что поменьше - на тридцать пять. Выделенное для "Боуи" посадочное место на малой, вспомогательной мачте автоматика услужливо выделила зеленым цветом.
- Красиво? - спросил космонит и, не дожидаясь ответа, выдал следующую реплику: Показуха и неэффективность. Вариант с посадочной сетью выгоднее, хотя и не так изящен. Местные станционеры уже пятый год пытаются модернизировать этот хлам, но Совет Гигаполисов то и дело накладывает вето. Ведь на время работ грузопоток придется снизить, а солидную часть контрактов на перевозки передать нашей Ассоциации.
Мы мягко падали в сторону Авангарда. На таком расстоянии тормозные двигатели еще могли самостоятельно снижать нашу скорость, микрогравитаторы компенсировали возникающее обратное ускорение, и только вид приближающейся станции медленно уплывающей из центральной части обзорного монитора говорил, что мы сближаемся с причальной мачтой.
Тендон артистично изображал бурную деятельность по управлению космолетом, но я уже знал, что теперь полет контролируется местным хьюстоном. Чаши гравипередатчиков конвоировали "Дэвида Боуи" готовые по сигналу диспетчера выбросить в пространство мощный импульс и тем самым повернуть корабль в сторону.
Но "Боуи" шел как по ниточке, на проверенной космонитской автоматике, которой я доверял куда больше чем технике Метрополии, как бы не превозносилась ее мощь.
Мой собеседник замолчал и приготовился в случае аварии перехватить управление кораблем. Глупости говорят те, кто утверждает, что в аварийной ситуации человек не способен действовать эффективнее навигационного компьюта - знаменитая космонитская интуиция, о которой сложено немало анекдотов опровергает этот тезис раз за разом. Вот и сейчас, произойди неисправность, выйди из строя причальная система, мы не врежемся в мачту, а отвернем в сторону. Загудят от двукратной нагрузки микрогравы, не скомпенсированная тяжесть навалится на нас, но мы уцелеем и получим шанс сделать еще один подход, разумеется, после того как авария будет устранена.
- Держись покрепче, - бросил мне Тен, отвлекаясь от игр с панелью. - Сейчас начнется падение.
- А до этого мы разве не падали?
Дурацкий я задал вопрос. Уже завершая фразу, стало ясно, насколько он был дурацкий и насквозь планетарный. "Дэвид Боуи" погасил факела тормозных двигателей и на малой скорости вошел в посадочный гравитационный конус. Микрогравы станции заработали и приступили к своей работе. Нас пытались оттолкнуть от Авангарда, но мы только замедляли ход. Собственная гравитация космолета продержалась еще несколько секунд и отключилась, после того как в ней отпала нужда. Обзорный монитор, теперь уже без всякого увеличения заполнила причальная мачта, ее вспомогательное оборудование, многочисленные шлюзы, посадочные места и размещавшиеся в них корабли.
- Финиш, - прокомментировал космонит, когда влекомый остаточной инерцией "Боуи" загарпунила стыковочная пушка. Полет окончен. Приготовься к десантированию.
Окончание эпизода следует здесь.
читать дальше.
- Вас приветствует диспетчерская служба Метрополии, - донеслось из динамиков над нами. - Вы опознаны как "Дэвид Боуи", транспортный корабль Ассоциации космонитов. На данный момент станция Авангард, являющаяся финишной точкой вашей траектории занята и не может принять вас на основной причальной мачте. Вы можете причалить к вспомогательной мачте или же выйти на предложенную орбиту для ожидания свободных мест...
- Разумеется, идем к вспомогательной, - хмыкнул Тен и, приподняв визоры скафа, подмигнул мне правым глазом.
- Это было предусмотрено? - на всякий случай осведомился я. Всегда полезно знать в каком режиме действуют твои союзники - в плановом или на импровизации.
- Разумеется, - вздохнул космонит. - С той траектории, с которой мы выходим на финиш посадить нас на основную мачту практически невозможно. Они предлагали нам выйти из плоскости эклиптики, сделать петлю на полторы световых секунды и вернуться уже по стандартному маршруту. Ничего другого мы и не ожидали. Автоматика у них довольно предсказуемая.
- Автоматика? - переспросил я. - Разве нас приветствовал синтетический голос, а не оператор?
- Оператор, - подтвердил гигант, откидываясь в кресло. - Но он только озвучивает решения интеллектронной системы. Человеческих возможностей недостаточно, для того чтобы координировать траектории всех причаливающих и отчаливающих кораблей. Здесь уже действуют законы Метрополии и транспортное сообщение плотнее, чем возле Юпитера. Вся торговля с дальним кластером Орбиты идет через Авангард, дальние рейсы к поселениям Периферии тоже отсюда. Наши корабли дальше Авангарда в пространство Метрополии принципиально не заходят. По объему грузоперевозок он уступает только Транспланту, да и то на сущие мегатонны.
Логично, подумал я, стараясь не обращать внимания на внезапный приступ болтливости охвативший Тендона. Учитывая высокие налоги на полную автоматизацию выгоднее платить высокую зарплату диспетчеру, чем отчислять деньги в фонд социальной помощи безработным. Полагаю, что человеческий фактор при этом нейтрализуется как можно незаметнее - элементарным дублированием голосового сигнала электронным, прямиком в навигационный компьют.
- Метрополия для уроженца Периферии выглядит как сумасшедший дом, возведенный над горящим складом боеприпасов, - Всеволд говорил и говорил. Теперь я уже не сомневался, что он валяет дурака, изображает вербальное программирование для каких-то контрольных систем. Удачная позиция, типа я сделал все что мог и теперь с чистой совестью умываю руки. Если кто умеет - пусть сделает лучше. Должно быть, руки у Комитета все-таки коротки и до "черного ящика" еще не дотягиваются. Ассимиляторам достанется запись с какого-нибудь крохотного "жучка", по качеству которой ни одна экспертная система не сможет выявить ошибки в действиях программирующего. Некоторые нюансы способны зафиксировать лишь устройства "черного ящика": сотни микрофонов, микрокамер, микродатчиков скафа, передающих медицинскую информацию через порты ложемента.
- Поначалу тебе может показаться, что ты и сам сходишь с ума, - говорил космонит и его слова до боли напоминали лекции отставных обестрегеров. - Не поддавайся этому впечатлению. Метрополия ушла далеко вперед и то, что тебя шокирует, для нее может оказаться устаревшим. Опасайся футурошока, слышал о таком?
Слышал ли я про футурошок? Сдержать усмешку удалось с трудом. Последние полтора года жизни не было ни дня, чтобы это слово не добралось до моих ушей. Хотя вру, на полигоне о нем тактично не упоминали, очевидно, боялись испугать меня по настоящему. Футурошок. Ненавижу...
Обзорный монитор показал яркую звездочку в нескольких градусах от Луны. Неестественно яркую, тем более прямо о курсу.
- А вот и наш пункт назначения, - Тен поднял руку, и сенсорные системы послушно показали на мониторе указанный им участок пространства. Для пущей наглядности по периметру увеличенного фрагмента проявилась масштабная сетка.
Издалека станция Авангард напоминала то ли паука, то ли ошарашенного осьминога. Было в ней что-то от недостроенной Звезды Смерти из старинного фантастического фильма, во всяком случае, центральная часть навевала именно такие ассоциации. Однако куда больше впечатляли расходящиеся в стороны причальные мачты. Две самые большие вытягивались в стороны на сто двадцать километров, те, что поменьше - на тридцать пять. Выделенное для "Боуи" посадочное место на малой, вспомогательной мачте автоматика услужливо выделила зеленым цветом.
- Красиво? - спросил космонит и, не дожидаясь ответа, выдал следующую реплику: Показуха и неэффективность. Вариант с посадочной сетью выгоднее, хотя и не так изящен. Местные станционеры уже пятый год пытаются модернизировать этот хлам, но Совет Гигаполисов то и дело накладывает вето. Ведь на время работ грузопоток придется снизить, а солидную часть контрактов на перевозки передать нашей Ассоциации.
Мы мягко падали в сторону Авангарда. На таком расстоянии тормозные двигатели еще могли самостоятельно снижать нашу скорость, микрогравитаторы компенсировали возникающее обратное ускорение, и только вид приближающейся станции медленно уплывающей из центральной части обзорного монитора говорил, что мы сближаемся с причальной мачтой.
Тендон артистично изображал бурную деятельность по управлению космолетом, но я уже знал, что теперь полет контролируется местным хьюстоном. Чаши гравипередатчиков конвоировали "Дэвида Боуи" готовые по сигналу диспетчера выбросить в пространство мощный импульс и тем самым повернуть корабль в сторону.
Но "Боуи" шел как по ниточке, на проверенной космонитской автоматике, которой я доверял куда больше чем технике Метрополии, как бы не превозносилась ее мощь.
Мой собеседник замолчал и приготовился в случае аварии перехватить управление кораблем. Глупости говорят те, кто утверждает, что в аварийной ситуации человек не способен действовать эффективнее навигационного компьюта - знаменитая космонитская интуиция, о которой сложено немало анекдотов опровергает этот тезис раз за разом. Вот и сейчас, произойди неисправность, выйди из строя причальная система, мы не врежемся в мачту, а отвернем в сторону. Загудят от двукратной нагрузки микрогравы, не скомпенсированная тяжесть навалится на нас, но мы уцелеем и получим шанс сделать еще один подход, разумеется, после того как авария будет устранена.
- Держись покрепче, - бросил мне Тен, отвлекаясь от игр с панелью. - Сейчас начнется падение.
- А до этого мы разве не падали?
Дурацкий я задал вопрос. Уже завершая фразу, стало ясно, насколько он был дурацкий и насквозь планетарный. "Дэвид Боуи" погасил факела тормозных двигателей и на малой скорости вошел в посадочный гравитационный конус. Микрогравы станции заработали и приступили к своей работе. Нас пытались оттолкнуть от Авангарда, но мы только замедляли ход. Собственная гравитация космолета продержалась еще несколько секунд и отключилась, после того как в ней отпала нужда. Обзорный монитор, теперь уже без всякого увеличения заполнила причальная мачта, ее вспомогательное оборудование, многочисленные шлюзы, посадочные места и размещавшиеся в них корабли.
- Финиш, - прокомментировал космонит, когда влекомый остаточной инерцией "Боуи" загарпунила стыковочная пушка. Полет окончен. Приготовься к десантированию.
Окончание эпизода следует здесь.
@музыка: David Bowie - Jump They Say
@темы: текст, Гигаполис-2550
Насчет оборотов - разгружу эпизод, может постараюсь даже как-то сократить количество терминов, но будет нелегко. И сумбур постараюсь развеять поскорее.
неологизмов с интуитивно понятным смыслом предполагается много и "хьюстон" - просто один из них.
и да - Houston, We've Got a Problem )))))))
каждый раз название корабля слегка... хм... ну в общем заставляет неадекватно реагировать )))
Общее впечатление от эпизода в целом: много терминов, названий, понятных и не очень действий, в голове легкий сумбур в процессе чтения первой части. Не от непонимания что к чему, а от обилия этой самой терминологии, которая явно потом будет встречаться часто, и мозг быстро старается все зафиксировать и снабдить соответствующими пояснительными надписями...
на счет таких неологизмов я наоборот в восторге ))) оно мне нравится)))))
Они предлагали нам выйти из плоскости эклиптики, сделать петлю на полторы световых секунды и вернуться уже по стандартному маршруту. Ничего другого мы и не ожидали. Автоматика у них довольно предсказуемая.
То есть 450 тысяч километров. И зачем огород городить? И причем тут эклиптика? Пролететь три четверти рассояния как до Луны и обратно???
Понял, что мне не нравится. Много пафоса. Напоминает "Коллега, разве Вы не видите, что капаете мне на голову раскаленное олово?"
И очень сумбурно.
Максим, а может эти росписи текста ради печатных знаков? Типа чтобы побольше?
З.Ы, И да, "стыковочная пушка" жжот! Можно я этот термин буду цитировать?
Огород тут в следующем. Кораблю предлагается самостоятельно погасить скорость и одновременно подойти к станции с противоположного направления. Поскольку пространство вокруг станции и вообще в Метрополии является маркированным, то трасса корабля может проходить только строго определенным образом, совсем как в наших автомобильных разъездах. Если грамотно выбрать начальный курс, можно попасть в ситуацию, когда все каналы заняты и кораблю придется делать именно такой неудобный маневр. Эклиптика тоже показательна, поскольку большинство полетов проводится все таки в плоскости эклиптики плюс-минус несколько градусов. А пафос... он не в авторской речи, а целиком на совести персонажа. Тендон слегка переигрывает, что неудивительно.
Относительно "ради знаков" скажу так - количество знаков мне надо уменьшать т.к. я сильно рискую не вписаться в формат.
Стыковочная пушка. Нормальное название для устройства, подобия гарпунной пушки, используемого для фиксации корабля в непосредственной близости от причальной мачты. Это намного выгоднее чем производить жесткую стыковку корпус в корпус. Так что термин можно цитировать свободно.
а теперь сравним размеры корабля (порядка метров, да?) и 450 тысяч километров. Сколько кораблей может поместиться?
И опять таки - зачем делать петлю, когда можно просто ждать...
Стыковочная пушка. Нормальное название для устройства, подобия гарпунной пушки, используемого для фиксации корабля в непосредственной близости от причальной мачты. Это намного выгоднее чем производить жесткую стыковку корпус в корпус. Так что термин можно цитировать свободно. - а зачем вообще корпус-к-корусу стыковаться, когда можно протянуть кодидор, буфер или что-то подобное? Кстати, тема довольно затертая в фантастике.
Кстати, в случае "пушки" усилие просто будет передаваться не на корпус а на саму пушку. Так что имеем то же самое...
Теперь немного о размерах корабля. Речь же не только о них, но и о требованиях безопасности. Было бы очень грустно, если бы из-за одного сбоя на одном корабле терпели аварию десятки других. так что траектория должна быть чиста и конус возможных перемещений корабля должен по минимуму соприкасаться с аналогичными конусами других. Это на самом деле целая ведь наука... кроме того, в момент активного торможения будут работать гравитационная техника, которая будет сбивать соседей с курса. Так что чем ближе к станции тем труднее регулировать движение, следить за несколькими сотнями векторов. Ну и наконец - Тендон этого предложения не принял. Оно обеспечивало максимальную безопасность, но не являлось обязательным.
Коридор, буфер и т.п. - тут все зависит от кораблей, станций и т.п. Если мы имеем дело с грузовиком, который будет останавливаться в нескольких сотнях метров от станции и который проще разгружать не в доке, а в открытом космосе, развозя контейнеры малыми станционными кораблями, то организовывать коридор невыгодно. Он попросту не нужен. С пассажирскими кораблями - иное дело, но в следующих эпизодах и так используется нормальная шлюзовая система. "Боуи" все-таки грузовик, да еще без каких-либо официальных пассажиров, а одному человеку проще воспользоваться катапультой и шлюзом.
Размер "Боуи" 1200м в длину, 120 в ширину и высоту. Расстояние от Марса до маркированного пространства корабль прошел со средней скоростью 120 км/с. На момент входа в маркированное пространство его скорость падает, однако обратное ускорение недостаточно для того чтобы на момент приближения к станции она стала нулевой. Поэтому в маркированном пространстве способность корабля к маневрам все еще ограничена. "Боуи" необходима относительно прямая траектория, с минимальным количеством коррекций.
В маркированном пространстве "Боуи" проходит либо 150 000 км, либо 450 000, в зависимости от точки причаливания.
Теперь о подходе к станции. Глупо думать, что эта станция в окрестностях L-2 единственная. Помимо нее маркированное пространство заполнено а) малыми станциями; б) иными стационарными или псевдостационарными объектами; в) кораблями.
У каждой объектов из пунктов А и Б существует зона безопасности, в которой проход "Боуи" недопустим. Как-никак это большая масса на большой скорости. Поэтому существуют определенные коридоры, по которым могут ходить такие как "Боуи" корабли. Таким образом проблема соотношения размеров станции и корабля исчезает и возникает другая - поиск коридора, которым может воспользоваться корабль, входящий в маркированное пространство с определенного вектора, на определенной скорости. И 450 000 км вместо 150 000 - не такая уж и много. Да, это задержка на несколько часов, согласен, однако альтернатива - экстренное торможение, аварийная ситуация, нарушение зон безопасности космических объектов.
Маркированное пространство - космическое пространство Метрополии в котором действуют более строгие правила перемещения космических кораблей. Пространство маркируется густой сетью бакенов, которая служит ретрансляторами, а также маркерами обозначающими створ канала и его вектор. Информация транслируемая с бакена на корабль говорит о допустимой скорости, особенностях прохождения канала, о текущем состоянии канала и т.п. При заходе корабля из немаркированного пространства запрос на траекторию подхода к тому или иному объекту подается заранее поскольку возможности маневра у таких кораблей ниже чем у тех, что летают исключительно по маркированному пространству.
К моменту первого эпизода зона М.П. имеет неправильную форму, вытянутую в плоскости эклиптики. М.П. доходит до станции Лагранж-Дальний, точки L-2 системы Земля-Солнце.
Учитывая размеры станции и корабля, строго контролируемое пространство, на котором будут работать вся эта гравитехника - до 70 км.
Подлетное пространство - порядка 2000 - 10000 километров. Этого хватит за глаза.
Да, и скорость гасить на подлете. И помнить, что КК - это не самолет. Если он и остановится - то не упадет.
Емнип, точка L2 (за Луной на оси Земля-Луна) - неустойчива. Почему станция там и чем компенсировать смещение такой массы?
И орбитальные параметры там очень даже так себе...
L4 и L5 - гораздо удобнее для расположения там станции. И мешать там ничего не будет.
Станция Авангард потому и Авангард, что расположена именно в таком месте.
Гасить скорость на подлете - значит плестись последние миллионы км с малыми скоростями. Если технические возможности позволяют, то скорость снижается как можно позже. Да, в этом случае действительно могут возникать накладки требующие вывода корабля на дугу с потерей времени и преодолением доп. расстояния. Однако заметим следующее - накладка была организована специально, чтобы выйти не к основной мачте, а к вспомогательной. В обычных условиях, при заходе со скоростью принятой на этом маршруте, по траектории характерной для данного маршрута, подобных ситуаций очевидно не возникает...
Да, КК может остановиться. Но тогда ему надо тратить время на новый разгон. Возможности по ускорению могут быть велики, но вряд ли это выгодно - несколько раз тратить энергию на разгон и остановку корабля.
Подлетное пространство к станции действительно может быть порядка 10 000 км, однако помимо Авангарда вокруг еще много чего болтается...
Допустим, станция висит в Л2, и центр масс станции точно совпадает с Л2. Да, несутойчивая, но все же равновесная точка.
А теперь рассмотрим "все, что болтается вокруг" на расстоянии... ну скажем порядка тысяч километров. Самое интересное, что все "это, что болтается вокруг" - будет иметь свои соответствующие орбиты. В момент времени t - да, допустим оно болтается вокруг. А в момент времени t+t1 - оно уже улетело.
Маркированное пространство - космическое пространство Метрополии в котором действуют более строгие правила перемещения космических кораблей. Пространство маркируется густой сетью бакенов, которая служит ретрансляторами, а также маркерами обозначающими створ канала и его вектор. Информация транслируемая с бакена на корабль говорит о допустимой скорости, особенностях прохождения канала, о текущем состоянии канала и т.п.
Это совершенно излишне. И "бакены", и вообще вся эта фигня.
Максим, почему небо над аэродромами не маркируют бакенами на летающих шарах?
Болтаться вокруг будет действительно многое. Постоянно - да, мало что, разве что какие-нибудь технологически необходимые, но при этом находящиеся в автономном плавании элементы той же станции. Однако, не следует забывать, что возле точки L2 проходит очень большое число довольно эргономичных орбит. Окололунные орбиты, затем орбиты вокруг общего центра масс Луны и Земли, всевозможные фигуры Лиссажу и прочие эргономичные орбиты, в конце концов. Поэтому в непосредственной близости от Авангарда будет весьма много станций (в той области, равно как еще в двух других сходится до чертиков много орбит). Должно быть, я не вполне четко выразился и "вокруг" было воспринято буквально... Сорри.
Теперь о бакенах.
Бакен - штука полезная уже тем, что на ней установлены те же микрогравы, что и на станции. Т.е. с их помощью можно подправить траекторию объекта представляющего опасность для окружающих. разумеется, мера эта аварийная и в штатном режиме не применяющаяся. Исходя из того, что зона эффективного воздействия на объект невелика плотность бакенов, для обеспечения безопасности полетов должна быть высока. Да, перемещаться они должны по весьма замысловатым орбитам, возможно по целому комплексу эргономичных орбит. Разумеется. подобные гравитационные манипуляции должны быть тщательно скоординированы, а потому помимо микрогравов на бакенах обязательно будет ретранслятор, радар, аварийный запас кислорода и т.п. для потерпевших аварию космонавтов будя им придется добираться до бакена в одних только скафандрах - и многое другое, что мне сейчас просто не сообразить.
Максим, вы начали подгонять задачу под ответ. Напоминаю:
"Станция - Две осевых мачты по 120 км, восемь по 35 км. Общий размер тела станции без учета мачт - 10х8х6 км. "
Это 480 кубических километров. Это ОЧЕНЬ много, практически астероид. Пресловутый "Вавилон-5" обслуживал целый сектор, будучи вообще в одиночестве.
Разумеется, рисковать и размещать в окресности подобной станции еще что-то не будет никакой возможности.
То же самое с бакенами. Представьте себе аналогию - подобные "бакены" - в море. Они существуют?
В общем, я свое мнение озвучил. С небесной механикой у вас - лажа.
"Боуи" все-таки грузовик, да еще без каких-либо официальных пассажиров, а одному человеку проще воспользоваться катапультой и шлюзом.
И что, у него нет "шлюпки", которая по совместительству еще и спасательная ?
Ах дааа, наверное при аварии космонавты выбрасываются за борт в скафандрах и гребут к ближайшему "бакену" ?
Чудесная фраза, чудесная!
Можно цитировать?
Полагаю, что это один из последних настолько развернутых ответов по теме, лежащей на заметном отдалении от генеральной сюжетной линии. На подробные ответы уходит много времени, которое стоило бы по хорошему тратить на правку и вычитку эпизодов, итогом чего становятся такие вот гибридные фразы типа вышеприведенной. Кусок с "заработали и" относится к первому варианту правки, а "приступили" - ко второму. За указание на ляп - спасибо.
Теперь отвечу по порядку - относительно размеров станции и т.п. Расчет насчет 480 кубов относится к телу станции. жилой объем в них на порядок меньше. Не стоит забывать про а) автономию, б) складские помещения, в) помещения для обслуживания пролетающих рядом станций, г) всевозможные технологические помещения, хотя бы те же заводы по производству микрогравов, д) аварийные запасы, е) двигатели для коррекции орбиты станции ё-я) многое другое.
Так что станция не слишком и велика, если разобраться по меркам 26 века. И возле нее вполне поместятся всякие хрени типа солнечных батарей, антенн дальней связи и т.п. - эти детали легко додумать, но стоит ли копать так глубоко? Но речь шла о многочисленных станциях более скромных размеров, которые проходят в нескольких тысячах километров от Авангарда, таща за собой рой мелочи типа тех же солнечных парусов, необходимых для поддержания самой этой станции. Когда такие две станции оказываются рядом возможен и выгоден перелет с одной на другую - в частности ради пополнения всевозможных запасов малых станций. Такие траектории на подлете к авангарду из дальнего космоса тоже надо учитывать и ни в коем случае их не занимать.
Теперь еще раз о бакенах. Сравнение с морем и аэродромом тут совершенно неуместно поскольку функции у них все же различны. Вот если бы с воздушного шара над аэродромом можно было бы скорректировать посадку аварийно садящегося самолета - тогда они наверняка висели бы.
О "стыковочном тросе", о котором вообще никакой речи в тексте не шло. "Ааналог гарпунной пушки", напоминаю. О торможении при помощи "пушки" речи не идет вообще. Оно осуществляется исключительно микрогравами станции, чтобы никакая серьезная реактивная тяга рядом не присутствовала. Речь идет о фиксации корабля возле станции, чтобы всевозможные изменения гравитации на других участках мачты и в других районах станции не смещали корабль с места. Опять таки - речь о тросе, тем более единичном не шла... механизм подобной фиксации (с учетом того, что станция имеет возможность "двигать" корабль из стороны в сторону при помощи своих микрогравов) читатель волен придумать самостоятельно.
Шлюпка. Несомненно имеется, но именно для дальнего, немаркированного пространства. Или для намеренного перелета в маркированном пространстве на другую станцию. Перелетать же такие малые расстояния на шлюпке ради перевоза одного пассажира-космонита невыгодно. катапульта намного удобнее, учитывая, что космониты все равно носят скафандры.
При аварии в маркированном пространстве, космонавтов выстреливают прямо в скафандрах за пределы корабля, после чего их остаточный вектор выводит их к бакену. Ориентация аварийной катапульты на ближайший бакен осуществляется автоматически, в фоновом режиме. Так намного быстрее чем телепаться в шлюпку. Когда происходит аварий - это доли секунды, тут не до шлюпок. Даже в дальнем космосе космонавта выстреливают в одном скафандре, а шлюпку, на сходящейся траектории отдельно. Небольшая возможность маневра у скафандра имеется, коррекцию курса берет на себя компьют шлюпки... или комп скафандра, если все совсем уж плохо. При всех своих возможностях скафандр 26 века сам по себе аналог шлюпки...
Теперь отвечу по порядку - относительно размеров станции и т.п. Расчет насчет 480 кубов относится к телу станции. жилой объем в них на порядок меньше. - хорошо, пусть будет 48 кубических километров. Максим, а вы представляете вообще что это такое? 48 кубических километров только воздуха будут иметь массу 1,2 миллионов тонн. А если это будет металл - то речь пойдет о миллиардах тонн.
Перелетать же такие малые расстояния на шлюпке ради перевоза одного пассажира-космонита невыгодно.
Вот и я думаю, зачем морские суда гоняют шлюпки ради одного пассажира? Вплавь его - и все тут.
При аварии в маркированном пространстве, космонавтов выстреливают прямо в скафандрах за пределы корабля, после чего их остаточный вектор выводит их к бакену. Ориентация аварийной катапульты на ближайший бакен осуществляется автоматически, в фоновом режиме. Так намного быстрее чем телепаться в шлюпку. Когда происходит аварий - это доли секунды, тут не до шлюпок. Даже в дальнем космосе космонавта выстреливают в одном скафандре, а шлюпку, на сходящейся траектории отдельно. Небольшая возможность маневра у скафандра имеется, коррекцию курса берет на себя компьют шлюпки... или комп скафандра, если все совсем уж плохо. При всех своих возможностях скафандр 26 века сам по себе аналог шлюпки...
Вот тут у меня просто нет слов. И правильно, зачем пассажиров тонущего океанского лайнера сажать в шлюпки и спускать на воду? Выкинуть за борт - а потом спасательные команды подберут (тех, кто в живых останется)
Когда происходит аварий - это доли секунды, тут не до шлюпок. - Аварий не происходит в доли секунды. А доли секунды происходит полная аннигиляция корабля. Хотя с другой стороны - прикольно. Идет пассажир корабля по коридору, а его ррраз - и выкинуло в космос. Правда непонятно, чем...
Максим, вы постоянно подгоняете задачу под ответ. Может быть мне больше не делать замечания по технике?
З.Ы.
1. Еще раз про "бакены" маркированного пространства. С течением времени они не будут находиться там, где их оставили, они будут двигаться. То есть вся система разлетится.
2. Космос - БОЛЬШОЙ. Очень большой. Даже в околоземном пространстве. И скорости объектов там большие. И это надо учитывать, прыжки за борт в скафандрах не помогут.
3. А в школе вы изучали такой предмет, как "Астрономия" ?
Вот и я думаю, зачем морские суда гоняют шлюпки ради одного пассажира? Вплавь его - и все тут.
Представления о комфорте и автономности/безопасности объекта за 5 веков существенно изменились, это мы увидим чуть позже.
Вот тут у меня просто нет слов. И правильно, зачем пассажиров тонущего океанского лайнера сажать в шлюпки и спускать на воду? Выкинуть за борт - а потом спасательные команды подберут (тех, кто в живых останется)
Откуда взяться словам? любое перемещение, в том числе и в шлюпку, требует времени, а его во время аварии может и не быть. Поэтому намного безопаснее сначала выбросить человека в скафандре за борт, а уже потом помещать его в шлюпку. автоматический выброс это доли секунды, а перемещение до шлюпки + старт шлюпки это даже не секунды, а целые минуты...
Идет пассажир корабля по коридору, а его ррраз - и выкинуло в космос. Правда непонятно, чем...
В том то и штука, что никуда он не идет. Это старомодное представление, будто пассажир куда-то может идти. Позднее это будет видно, на примере главного героя. Если его и катапультировало бы, то вместе с каютой...
ЗЫ.
1. Вся система постоянно разлетается. Потому то она и сделана с учетом многократного дублирования. Кроме того, следует учитывать, что скорость передвижения бакена по орбите может быть скорректирована соседними бакенами или микрогравами станций, мимо которых он пролетает.
2. Космос большой. Поэтому всегда можно подобрать вектор, при котором траектория космонавта в скафандре пересечется с зоной микрогравитационного влияния близлежащего бакена.
3. Изучал. Более того, выступал на районных олимпиадах по данному предмету, а потому имею представление об объемах и небесной механике. До сих пор. Учитывая способность бакенов к изменению параметров собственной орбиты, учитывая, что аварийные системы корабля всегда высчитывают самый удобный вектор, вероятность спасения космонавта довольно высока. Ведь его можно послать как со скоростью складывающейся из скорости корабля и скорости заданной катапультой, а можно погасить ее почти что до нуля. Короче говоря, вариабельность траектории космонавта такова, что он наверняка пересечется с маневрируюшим бакеном, задачей которого станет подбор данного космонавта. Но только в маркированном пространстве где концентрация баненов достаточно велика...