Оператор нетактичной реальности
Только что всерьез пожалел, что не являюсь клиническим шизофреником и визуальные галлюцинации - не моё.
Потому как лучше бы оно было галлюцинацией.
Но - по порядку.
Пришла мне тут в голову блажь узнать температуру за окном при помощи телевизора... Знаю, это уже само по себе извращение и клиника, но окон в браузере и так открыто много, а тут пульт под руку лег - ну я кнопку и нажал. А нажав, буквально через секунду понял, что мир сходит с ума. Или я схожу. Или, все-таки, не мир - а только Москва. Хотя ей, наверное, все-таки можно. Но -по порядку.
Часов шесть вечера, телеканал "Москва 24". Идут новости, а внизу смс-опрос. Как я текст вопроса прочел - сразу перестал слушать о чем они там болтают. Проморгался. Перечитал. Потом прислушался... какие-то текущие новости.
А текст опроса такой:
"Допустимо ли уголовное преследование за авторскую трактовку классических произведений?
Хорошо, что я сразу записал, а то потом пошла реклама и опроса стало не видно. А как он пропал - гипноэффект рассеялся и я подумал, что это галлюцинация. Бывает такое с шизофрениками. Раньше бывали склонности, но паранойя пересилила. А тут это..
Но - по порядку.
Пофигел с текста опроса - теперь можно с промежуточных результатов пофигеть. Видимо, отвечающих достаточно, т.к. оно колебалось сравнительно слабо.
И 53% ответили утвердительно.
Вот студенты консерватории порадуются!
Сколько-сколько существует классических сюжетов в литературе?
фанфик в стихах Онегин/Ленский, нЦ-21, двойное самоубийство?
А вот!
Вообще-то, посмотрев внимательно новости можно догадаться, что поводом послужила какая-то скандальная режиссерская постановка, но ведь стоит только начать с такой формулировкой преследовать и никому мало не покажется.
На фанфикеров заморачиваться не будут - слишком мелкая мошка. Да и назвать основные каноны, на которые они опираются классикой...
А вот режиссеры, сценаристы, серьезные писатели, которые решат поиграть в постмодернизм...
По хорошему законы должны основываться все-таки на юридически прописанном базисе, а в случае с трактовками и оригинальными сюжетами - базиса толком-то и нет. Некоторые литературоведы вообще говорят, что оригинальных сюжетов ограниченное количество, причем приводят цифры заметно меньше трехзначных.
И... что ты можешь сказать против хорошего умного постмодернизма? Нападать на него - все равно, что запрещать людям писать детективы из-за того, что существуют такие авторы как Донцова.
Так вот: никому же не приходит в голову приходить в чужой дом и по собственному усмотрению менять в нём мебель, отделку или что-то ещё. Так же должно быть и в искусстве: хочешь сотворить новое - твори. Сам. А не паразитируй на чьём-то чужом творении.
А вот тут все как раз сильно непросто. Потому как если привлекать экспертов не с улицы, то сюжет будет являться формой развертывания композиции. И узнаваемость классических произведений зависит не столько от сюжета, как такового, сколько от пары сюжет-композиция. Эту пару зачастую тоже называют сюжетом - во многом потому, что без какой-никакой, пусть даже самой абстрактной композиции продемонстрировать сюжет невозможно.
Сюжет "герой с группой друзей шел победить злодея чтобы спасти то, что ему ценно" может разворачиваться в тысячах композиций, но он будет один.
А применительно к домам это выглядит так. Некто в прошлом веке построил из кирпича пятиэтажный дом, признанный классикой строительства. Так что теперь только попробуй построить хоть какую пятиэтажку (напомнят тот прошловековой, ткнут носом в недопустимость авторской интерпретации). Или шестиэтажку из кирпича (придут, ткнут...)
Сам-то чужой дом никто не трогает - он есть как есть. А вот своего похожего построить - не смей.
На всякий случай, как у нас сейчас оно:
ГК РФ статья 1260, часть 1: "Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную обработку другого (оригинального) произведения".
Термин "производные произведения" уже в законодательстве имеется. И тут - оппа! Запрещать.
Так что это кто-то сильно палочку перегнул.
Сюжет "герой с группой друзей шел победить злодея чтобы спасти то, что ему ценно" может разворачиваться в тысячах композиций, но он будет один.
sabaytis, ну зачем опять это крючкотворство, если всё куда примитивней? Ставишь "Гамлета", а у тебя там карлики-геи дерьмом обмазываются - виновен. Есть конкретное произведение. Есть, к примеру, режиссёр, который гласно ставит его на сцене либо экранизирует. Если он при этом грубо отклоняется от текста (а тут все признаки можно прописать с достаточной точностью) - значит, он негодяй.
Сам-то чужой дом никто не трогает - он есть как есть. А вот своего похожего построить - не смей.
Нет, это совсем не так. Свою пятиэтажку строй на здоровье. А вот тот старый дом обклеивать пластиком - не смей.
У данной пятиэтажки столько же этажей, квартир, подъездов, балконов, сколько и у старого дома. Даже планировка квартир такая же. Но потолки не четырехметровые, есть лифт, он более сейсмоустойчив и экономичен в обогреве. Фасад похож, но флюгер другой и покрашен иначе. Вопрос - это авторская интерпретация старого проекта (кстати, что плохого в клонировании с вариациями удачного проекта? Термин "спецификация" не на пустом месте возник) или уже мой проект? И где грань?
Ставишь "Гамлета", а у тебя там карлики-геи дерьмом обмазываются - виновен
С этим иначе борьба идет - не через уголовное преследование. Тут как с квасом и квасным напитком: на афишах надо заранее писать, что это авторская интерпретация такого-то режиссера - и нет проблем.
Да и прописывать признаки... очень неблагодарное занятие. На этом прописывании можно столько бабла поднять... Люди! Возьмите меня в эксперты, если/когда этим займетесь! Согласен на половинную ставку!!!
Но Бондарчука и Михалкова в рамках этой концепции просто придется посадить. Вместе с 99% постановщиков, что хоть раз в своей жизни ставили Шекспира...
Вы так говорите, как будто это что-то плохое.